Google+ Followers

пятница, 19 октября 2012 г.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.


Фильм "Матрица" заинтересовал не только романтичных любителей фантастики. Идеей, что мы существуем не в реальном, а в виртуальном мире, прониклись и ученые. "Мы живем в компьютерной симуляции?" - под таким названием книга доктора философии из Швеции Ника Бострома долго держалась в лидерах продаж несколько лет назад.  Ученый утверждает, что с вероятностью 25 процентов наш мир сейчас представляет собой Матрицу - компьютерную симуляцию действительности. Сам компьютер, то есть наш мир, с программами - людьми создала некая сверхцивилизация. Своим читателям философ дает только одну рекомендацию: чтобы не ощутить на себе негативные последствия окружающей нас Матрицы, необходимо... продолжать жить точно так же, как и раньше.

Сейчас идеи Бострома как будто бы нашли подтверждение в теориях ученых Массачусетского технологического института, а также знаменитого физика Стивена Хокинга. Согласно новой концепции ученых, космос - это компьютер, а все, что в нем происходит, можно описать в терминах обработки информации. По традиционному представлению мир состоит их частиц, связанных между собой некими силами. А согласно квантовой теории это лишь набор полей, которые мы можем правильно описать только аппаратом квантовой физики.

Вот здесь и появляется компьютер, – конечно, как концепция, а не коробка, стоящая на столе. "Квантовая физика сформулирована почти в тех же терминах, что и обработка информации, – говорит Влатко Ведрал из Оксфордского Университета. – Это подсказывает, что информатика может лежать в основе всего".

Информация занимает особое место в квантовой теории. Известный принцип неопределенности восходит тоже к ней. Фактически каждый процесс во вселенной можно свести к взаимодействию между частицами, дающему двоичный результат. Другими словами, природа на самом низком ее уровне основана на движении битов (двоичных цифр). Точно так же, как и компьютер!

- Если проанализировать этот процесс изнутри, мы увидим, что вселенная подчинена одному закону, единому информационному правилу, которого достаточно для построения всего космоса, - считает Эд Фредкин из Массачусетского технологического института.

Но с ним не совсем согласен Ведрал.  - Все несколько сложнее, - объясняет Ведрал. - Поскольку мы сводим всю вселенную к сущностям, подчиняющимся законам квантовой физики, космос должен быть аналогом квантового компьютера, а не классического, к которому мы уже привыкли.

Вообще, источник этой необычной идеи – споры о черных дырах. Один из фундаментальных принципов физики гласит, что информация не может быть уничтожена. Однако черные дыры поглощают материю, содержащую информацию. Что случается с этой информацией – этот вопрос стал предметом исследования физика Стивена Хокинга.

 - Я согласен, что информация откладывается на границах черной дыры и освобождается при ее исчезновении, - соглашается Хокинг. - На основе этого теоретические физики Леонард Сасскинд и Жерард'т Хоофт выдвинули предположение, что вселенная также может хранить информацию на своих границах. Из чего следует, что наша реальность может быть проекцией этой информации с границ в пространство.

И вот еще одна любопытная теория, выдвинутая бывшим коллегой Эйнштейна, выдающимся физиком Дэвидом Бомом из Лондонского университета и развитая нейрохирургом Карлом Фибрамом. Они построили так называемую волновую теорию реальности, согласно которой мозг работает на голографических принципах. А голограмма, как известно, это трехмерное изображение, получаемое при облучении, скажем, фотографической пластинки обычным лазером. Если посмотреть такую пластинку на просвет, то мы увидим на ней лишь путаницу линий. Но стоит осветить пластинку особым образом, и в пространстве возникает трехмерное, объемное изображение некогда запечатленного предмета. «Вот так и наш мозг конструирует картину окружающего мира, интерпретируя излучения другого, первичного уровня реальности, существующего вне времени и пространства», - говорит Фибрам.

В голографическом мире даже время и пространство не могут быть взяты за основу. Потому что такая характеристика, как положение, не имеет смысла во вселенной, где ничто на самом деле не отделено друг от друга; время и трехмерное пространство, как изображения рыб на экранах, необходимо будет считать не более чем проекциями. На этом, более глубоком уровне реальность – это нечто вроде суперголограммы, в которой прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Это значит, что с помощью соответствующего инструментария может появиться возможность проникнуть вглубь этой суперголограммы и извлечь картины давно забытого прошлого.

Что еще может нести в себе голограмма – еще далеко не известно. Предположим, например, что голограмма – это матрица, дающая начало всему в мире, как минимум, в ней есть все элементарные частицы, которые принимали или будут когда-то принимать любую возможную форму материи и энергии, от снежинок до квазаров, от голубых китов до гамма-лучей. Это как бы вселенский супермаркет, в котором есть все. Другими словами, возможно, голографический уровень мира – просто одна из ступеней бесконечной эволюции.

К свойствам голограмм добавилась еще одна поразительная черта – огромная плотность записи. Просто изменяя угол, под которым лазеры освещают фотопленку, можно записать много различных изображений на той же поверхности. Было показано, что один кубический сантиметр пленки способен хранить до 10 миллиардов бит информации.

Но, значит, кто-то специально освещает кому-то эту «пластинку», оставляя всех остальных довольствоваться лишь путаницей линий? И все это зависит от того, какую программу, то есть человека, «кликнут мышью» Создатели Матрицы, «зависнув» в самой увлекательной игре под названием «Жизнь на Земле»?

Комментариев нет:

Отправить комментарий